Greenfeld

Моя диссертация

 

Диссертация по теме: "Динамика процесса формирования социокультурной идентичности в подростковом возрасте" защищена мной в Психологическом Институте РАО 19.10.2004.

Диссертация посвящена изучению процесса формирования социокультурной идентичности у подростков. В работе рассмотрены особенности формирования идентичности в рамках младшего подросткового, старшего подросткового и юношеского возрастов.

Первая глава – «Проблема идентичности в психологии» - посвящена исследованию понятия идентичности с момента его появления, а так же представлен анализ  основных подходов к изучению идентичности в отечественной и зарубежной психологии; раскрывается история возникновения понятия идентичность и его становления (Дж. Локк, Д. Юм, И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, У.Джемс, З. Фрейд, Дж.Мид, Ч.Кули).

Во второй главе – «Идентичность: пути, причины и условия  формирования» - представлен анализ периодов и условий формирования идентичности в онтогенезе.
Представлены взгляды исследователей (В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, И.М. Сеченова) на развитие и становление идентичности в онтогенезе. Также представлена эпигенетическая концепция развития личности Э.Эриксона, в основе которой  лежит принцип, провозглашающий, что всё, что развивается, имеет исходный план развития, в соответствии с которым, каждая отдельная часть имеет своё время доминирования. Рассмотрена модель экологических систем У.Бронфенбреннера, по мнению которого, развивающийся ребенок постоянно взаимодействует с окружающей средой на 3 различных уровнях, что и влечет за собой формирование социокультурной идентичности.

Третья глава посвящена исследованию социокультурной идентичности подростков из разных социальных слоев.
В исследовании, проведенном нами в 2000-2001 учебном году, приняли участие 178 учащихся двух московских школ, 88 мальчиков и 90 девочек. Экспериментальными базами данного исследования являлись – общеобразовательная школа №193 и Негосударственное образовательное учреждение «Доверие». В общеобразовательной школе № 193 нами были обследованы 146 учащихся (73 мальчика и 73 девочки), в НОУ «Доверие» – 32 ученика (15 мальчиков и 17 девочек).
Исходя из того, что предметом нашего исследования являлся процесс формирования социокультурной идентичности у подростков, мы проводили констатирующий эксперимент в параллелях 7-х, 9-х и 11-х классов.

На основании полученных в нашем исследовании данных можно сделать следующие выводы:
1. Содержание и динамика процесса становления личностной идентичности в подростковом возрасте могут быть проанализированы, исходя из параметров, показывающих степень целостности личностной идентичности,  реалистичности в оценке себя и своего будущего и  связи с социокультурной идентичностью.
2. Возрастная динамика процесса становления личностной идентичности не зависит от социальной принадлежности подростков и степени обеспеченности их родителей. Для подростков обоих образовательных учреждений характерно увеличение осознанности и адекватности представлений о себе и своем будущем, увеличение эмоциональной насыщенность этих представлений, расширение их круга.
3. Наиболее высокие и стабильные показатели по всем выделенным параметрам сформированности идентичности имеют учащиеся 9-х классов. К 11 классу положительная динамика этих показателей, с-ществующая в период с 7 по 9,   понижается.
4. Возрастная динамика развития самосознания и стремления к  самореализации и карьере  находятся в антогонистических отношениях друг с другом, так как подростки осознают, что в настоящее время для ощущения успешности и повышения самооценки важны именно объективные показатели социальной позиции, статуса, материального благополучия. Это и приводит к тому, что интерес к внутреннему миру, индивидуальности – и своей, и своих сверстников, который закономерно возрастает к 9 классу, затем существенно (даже по сравнению с 7 классом) падает к окончанию школы.
5.    В значительной степени совпадает не только возрастная динамика, но и содержание личностной идентичности подростков, принадлежащих к  различным социальным группам в плане ролевого репертуара, и в плане ценностных ориентаций. Приоритетными являются карьера и собственность и социальные роли, а вторичными – личностные качества, учеба и семейные роли, что, по-видимому, отражает общие для всех подростков эталоны и установки, связанные с реальными ценностями современного российского общества.
6. Семья по-прежнему сохраняет для подростков свою референтную функцию, хотя у семей с высоким доходом она менее выражена. Мнение родителей более значимо для подростков, чем мнение друзей, хотя последние более доступны для общения и могут рассчитывать на большую откровенность.
7. Одним из значимых взрослых для подростков из частной школы, является классный руководитель.
8. У подростков, обучающихся в частной школе, выявлена  обратная взаимосвязь ценностей семьи и семейных ролей. По-видимому, их семейная ситуация показывает, что семья является важным атрибутом стабильности и благополучия, но не подразумевает выполнения обязанностей, связанных с семейными ролями.
9. Наиболее значимые различия в содержании идентичности существуют у учеников 11-х классов. Учащиеся общеобразовательной школы лучше адаптированы к актуальной социальной ситуации, в то время как учащиеся частной школы склоны к проявлению личностного и социального инфантилизма. Они меньше интересуются индивидуальными качествами и внутренним миром сверстников, также как и окружающим их социумом. При этом у подростков из частной школы отсутствуют признаки негативной идентичности, достаточно выраженные у части выпускников общеобразовательной школы.
10. Существуют значительные отличия между учениками разных школ и в оценке будущего. Учащиеся частной школы более нацелены на будущее, имеют более четкие представления о нем, в то время как у учеников 11 класса обычной школы ярко выражены признаки тревоги и неуверенности.
11. Доминирующие ценности подростков выполняют компенсаторную функцию, поэтому у учеников частной школы первое место занимает семья, а у учащихся общеобразовательной школы -карьера, как способ преодоления материальных трудностей и обретения свободы.
12. Гендерные различия выявлены преимущественно при оценке значимости семьи (но не семейных ролей) и, частично, учебы, которые имеют для девочек (особенно из общеобразовательной школы) большую ценность, чем для мальчиков. 

 Основное содержание работы отражено в следующих публикациях:

1. Гринфельд И.Л. Особенности формирования идентичности у подростков// Психология и жизнь: Сборник научных трудов. Вып.1-М.:МОСУ, РПО.,2001, - с.35-37.
2. Гринфельд И.Л. Представления о будущем у подростков современной России// Педагогика и психология XXI века: Материалы межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов 11 апреля 2000.-М.: МОСУ, 2001, - с.52-54.
3. Гринфельд И.Л. Развитие понятия «идентичность» в трудах зарубежных психологов (тезисы)// Стратегии дошкольного образования в XXI веке: проблемы и перспективы: Материалы научно-практической конференции посвященной 80-летию со дня основания факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ (1921-2001) – М.: МПГУ, 2001, - с.266-267.
4. Гринфельд И.Л. Исследование соотношения личностной и социальной идентичности у подростков города Москвы//Социальные исследования молодых ученых. 10-летию МОСУ посвящается. Сборник научных трудов студентов и аспирантов, № 4. – М., МОСУ, 2002. – с.23 –29.
5. Гринфельд И.Л. Социальная и личностная идентичность, их взаимосвязь и взаимовлияние (тезисы)// Ежегодник Российского психологического общества: Психология и ее приложения, том 9, выпуск 2 – М.,2002. – с. 96-97.
 

 

Моя диссертация скачать файл в PDF

Ars. Art. © 2013 | Greenfeld.ru